Дочь Хэндлеров Барбара, как и все девочки, любила возиться с куклами. Тогда были особенно популярны так называемые fashion dolls - плоские картонные фигурки куклы-манекенщицы, которую можно было одевать в наряды, вырезанные из плотной бумаги. Их выпускала и компания Mattel. В начале 50-х наблюдая за дочкой, мать задумалась. А что если, сохранив принцип множественных нарядов, создать принципиально новую куклу - объемную и при этом сделать ее не девочкой-сверстницей, а молодой девушкой постарше? Чтобы она стала для маленьких будущих женщин не просто объектом игры, но и чем-то большим. Научила бы правильно одеваться, следить за собой, привила бы необходимые навыки поведения и социальные стереотипы.. Что умная мама и сделала. Кукла Барби, названная в честь дочери, представляла собой молодую американку - чистую, открытую и оптимистичную, но в то же время привлекательную и сексуальную, насколько это допускали моральные нормы. В 1958 году Барби запатентовали. Отныне и навеки кукле полагалось быть длинноногой, стройной, привлекательной и в меру "фигуристой". Дебют Барби состоялся в феврале 1959 года на ежегодной нью-йоркской ярмарке детских игрушек.
Исследователь М.Г.Лорд утверждает, что у Барби была прямая предшественница Лилли - персонаж комиксов немецкой газеты Bild Zeitung. В комиксах Лилли была идеалом арийской рассы: фигуристая блондинка с правильными чертами лица. Впервые она появилась на станицах газеты 24 июля 1952 года. Вскоре художник решил превратить этот образ в куклу, тем самым сохранив его еще более надежно. Он договорился с кукольником Ральфом Хойзером, из-под рук которого и вышла Лили - европейский прототип Барби. Она появилась на немецком рынке в 1955 году и за один день стала сенсацией! Лили являла собой революцию в мире кукол: ее ноги и руки двигались как настоящие, формы тела были женскими.
Рут Хандлер увидела Лилли в Швейцарии, где проводила отпуск. Купив куклу и увезя ее в Америку, Рут развила бурную деятельность. Чтобы сразу поставить дело на широкую ногу, она заказала производство Лили в Японии, где труд был дешев. Очень скоро Лили изменила имя и стала Барби (названная так в честь дочери Рут). В середине февраля 1959 года кукла с именем Барби дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Там она рекламировалась как "единственная анатомически совершенная кукла, которая производится сегодня" - так Барби начала свое победное шествие по Америке.
"На днях на прилавках магазинов Америки появилась невиданная игрушка: кукла, похожая не на ребенка, а на девушку. Новинка так понравилась покупателям, что в некоторых городах магазины брали штурмом. Были даже увечья..." - так ознаменовала рождение куклы Барби влиятельная газета "Вашингтон пост" 12 сентября 1960 г. Игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук. Уже в начале 60-х Барби вернулась в Европу и вскоре вытеснила с европейских рынков свою наивную старшую сестренку Лили! За принципиальное сходство Лили с Барби и саму идею "живой куклы" Ральф Хойзер, ее немецкий папа Карло, получил от американцев солидную компенсацию.
Биография Барби развивалась стремительно! В 1961 году появился Кен, названный, в свою очередь, в честь младшего сына Хандлеров. Потом "родилась" куча сестренок, подруг, друзей, кошек и собак, различных транспортных средств. На Барби начали работать лучшие модельеры и дизайнеры мира. Например, очередной фурор произвела специальная коллекция кукольной одежды и аксессуаров от торгового дома "Живанши", выпущенная в 1999 году. В комплект белья Барби с самого начала входили кружевные лифчики с трусами. Ничего особенного они, правда, не прикрывали -- можно представить, какой вой иначе подняли бы многочисленные ревнители общественной морали. Так был брошен вызов вековым представлениям о том, во что следует играть маленьким леди. Об этом существе были написаны монографии, Барби стала темой исследований и диссертаций, а архитектор современной масскультуры Энди Уорхол превратил ее в культурную икону Америки второй половины ХХ века.
Сегодня около миллиона штук Барби продается за неделю, то есть в среднем по полторы куклы ежесекундно. Гардероб и вещи, окружающие Барби, непрерывно изменяются и дополняются в зависимости от окружающей ситуации. В самом конце 1980-х годов, отдавая дань эпохе окончания холодной войны, Барби "участвовала в саммитах" и даже "присутствовала" при разрушении Берлинской стены. А в 1992 и 2000 годах кукла "баллотировалась в президенты США". В 2001 году в ряде мировых СМИ прошла волна статей, авторы которых били тревогу: игра с худосочной куклой чаще всего оборачивается подражанием ей, а это грозит проблемами со здоровьем. Но, вроде бы, все обошлось. К началу нового столетия в кукольный мир Барби входят друзья в количестве 72-х штук, 8 родственников, а также 43 животных. Простая американская девочка в возрасте от 3 до 11 лет в среднем имеет 8 кукол Барби, итальянка - 7, а маленькая француженка, англичанка и немка - по 5. В среднем на одну россиянку пока приходится одна Барби.
Между тем неутомимая Барби-индустрия продолжает свое движение вперед: каждый год создается порядка 100 новых различных кукол клана Барби, включая ее друзей разных цветов кожи, членов семьи... Все они успешны, спортивны, красивы и в меру богаты. Они призваны дарить миллионам детей на планете яркую сказку, так напоминающую реальность, - своеобразный тренажер для будущей счастливой жизни..
Источник: http://dolly.smtp.ru/ |