В прокат выходит «9» Шейна Эккера — мультфильм о куклах, спасающих мир. Главной приманкой этой картины стали звучные имена продюсеров Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова — редкого зрителя не охватит любопытство посмотреть, что же могло получиться у режиссера, направляемого двумя столь разноплановыми кинематографистами.
Толчком к созданию этого мультфильма послужила 11-минутная короткометражка Шейна Эккера, получившая в 2006 году номинацию на «Оскар». Она приглянулась одновременно и Бертону, и Бекмамбетову, у которых, по невероятному совпадению, оказался общий агент. Оба решили, что такая замечательная история заслуживает полного метра. А российская публика заслужила еще и особую адаптацию, поскольку центральная тема мультфильма — душа — российскому зрителю, исходя из известного стереотипа, намного ближе и понятнее, нежели зрителю японскому или перуанскому. Над переводом трудился писатель-фантаст Дмитрий Глуховский, которому было доверено придумать новые линии и тем самым придать картине смысл еще более глубокий, чем это сделали сам Эккер и Памела Петтлер, в свое время работавшая с Бертоном над «Трупом невесты».
В оригинальной короткометражке человечки из мешковины копались в постапокалиптических развалинах, радовались выкрученным лампочкам, возились с непонятным артефактом и бегали от жуткого кособокого механического зверя с глазами Терминатора. Все это — не произнося ни слова, под тревожную пульсирующую музыку, в атмосфере полной загадочности: откуда взялись эти человечки, куда подевались люди? В полнометражном «9» нашлось место и для слов, и для разгадок, и для еще большего количества устрашающих механических монстров. А холщовые персонажи из просто человечков с цифрами на спинах превратились во вполне определенных типажей.
1-й — фашистствующий диктатор, провозглашающий, что все зло от науки. 2-й — добродушный ученый, 3-й и 4-й — любопытные близнецы с глазами-кинопроекторами и единственные персонажи, не произносящие ни слова. 5-й — трус, но поддающийся перевоспитанию, 6-й — сумасшедший художник, 8-й — громила, похожий одновременно на бертоновского Бугимэна и Крейзи Фрога. Несколько разбавляет мужской коллектив 7-я — отважная воительница-одиночка в маске, напоминающей птичий клюв. Ну и, наконец, особняком стоит 9-й — избранный, который должен вспомнить, откуда и зачем взялись куклы. К этому персонажу явно приложил руку Тимур Бекмамбетов, в режиссерских проектах которого каждый раз находился подобный избранный. Да и в подборе актеров для русской озвучки также ощущается его влияние: Валерий Золотухин, отдавший свой голос 2-му, играл в обоих «Дозорах», а без озвучившего 9-го Константина Хабенского вообще не обходится ни один бекмамбетовский фильм.
Мир, в котором происходит действо, оказывается весьма впечатляющим: куклы обитают в развалинах готического собора, напоминающего одну из главных достопримечательностей Парижа, а зловещая машина, против которой они сражаются, — на заводе пугающих размеров и очертаний. Впечатляют и монстры, штампуемые машиной: среди них есть и устрашающего вида птеродактиль, и жуткая кобра, зашивающая пойманных человечков в свое тело. Но сама история, связующая симпатичных холщовых кукол и лязгающих чудовищ, разочаровывает. Включив по незнанию с помощью загадочного артефакта адскую машину, герои весь фильм мечутся, пытаясь ее выключить. В ходе этой спецоперации им предстоит пережить несколько сражений, каждое из которых производит еще больше лязга, взрывов и шума, чем предыдущее. Разговоры, рассчитанные на придание мультфильму глубины и многогранности, на деле сводятся к набору стандартных фраз: к некоторым вещам в мире лучше не прикасаться, друзей надо спасать, трусить — плохо, а без души ничего живого не создашь.
В конце концов, одержав победу над бездушным разумом и разгадав загадку своего появления, что полностью лишает картину атмосферности, царившей в короткометражке, оставшиеся куклы провозглашают: они должны сделать все, чтобы мир расцвел. Это похвальное намерение звучит оптимистичным, хотя и несколько бестолковым финальным аккордом и в который раз вселяет в зрителя убеждение, что из любой ситуации можно найти выход, была бы душа на месте. А уж где и у кого она на месте — дело десятое.
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2009/09/08/lifestyle/429916 |