«Жила-была на свете тряпичная кукла. Бабушка сшила ее своей внучке из цветных лоскутков и набила ватой. Девочка очень любила куклу и играла с ней. Но однажды в доме появилась новая кукла — с фарфоровым личиком, закрывающимися глазами и вьющимися волосами, которые выглядели совсем как настоящие...»
Дальше должна разворачиваться душераздирающая драма про измену кукольной хозяйки, соблазненной красотой и богатством фарфоровой красавицы. Тряпичная кукла, согласно сюжету о социальной несправедливости в обществе потребителей, жестоко вытесняется из занимаемого ею ранее жизненного пространства, страдает и бродяжничает, а потом... Впрочем, все вышесказанное не имеет никакого отношения к тем тряпичным куклам, которые стали фотомоделями нашей выставки «Оранжевый верблюд» с разрешения их создательницы и хозяйки — Татьяны Галаховой. Никакая социальная дискриминация им не грозит: редкая кукольная красавица — будь она из фарфора, из пластмассы или из стекла — решится с ними конкурировать. Художественный салон, куда попали некоторые куклы Галаховой, оценил каждую в 2000 рублей. А здесь принимаются во внимание не только миловидность личика и оригинальность костюма, но и неповторимость образа, его художественное своеобразие и выразительность.
Тряпичные куклы Татьяны, кроме всего прочего, несут на себе печать магического превращения их создательницы из обычной, пусть и очаровательной женщины (жены, мамы и бабушки) в Художницу. Почему она два года назад вдруг стала заниматься изготовлением кукол, невозможно объяснить никакими другими причинами, кроме вмешательства сверхъестественных сил. Сюжет про внуков не годится: в их качестве выступают два совершенно замечательных маленьких мальчишки.
Так как Татьяна Галахова по образованию учитель начальных классов, педагогические треволнения ей не чужды, и она щедро решила поделиться с нашими читателями своими кукольными секретами.
Основа каждой куклы изготовляется из эластичных женских гольфов телесного цвета. Для туловища понадобятся три-четыре таких гольфа.
Сначала надо сформировать из ваты шар, который будет служить кукле головой. На ватный шарф надевают гольф и придают шару нужную форму. Внутрь шара вставляется длинный стержень (можно карандаш). На свободном конце стержня из ваты формируют туловище. У будущей красавицы обязательно должна быть изящная шея. Шею формируют, туго перетягивая область под головным шаром сложенным в несколько слоев кусочком гольфа. Затем натягивают на туловище оставшуюся часть гольфа, перетягивают голову под подбородком ниткой и зашивают эластичный мешочек внизу. Линию талии тоже туго перетягивают суровой ниткой. Туловище практически готово.
Теперь наступает очередь рук и ног. Стержнем руки и ноги служит плотно свернутый в трубочку лист бумаги, обернутый ватой до нужной толщины. На эту бумажно-ватную трубочку натягивают другую эластичную трубочку, сшитую из половинки сложенного в два слоя гольфа. Ладони делаются из маленьких прямоугольников эластичной ткани, которые сшиваются с закруглением углов и не туго набиваются ватой. Затем ладонь прошивают, формируя пальцы.
Руки и ноги пришиваются к туловищу суровой ниткой.
После этого наступает самый интересный и сложный этап работы: нужно придумать кукле лицо и прическу и одеть ее в костюм. Оба процесса, как объяснила Татьяна, взаимосвязаны и должны работать на создание целостного образа. Важной деталью костюма куклы являются туфельки — вязаные или сшитые, которые набиваются ватой и пришиваются к ногам. Шов закрывается декоративным шнурочком.
Кукла готова и может приступить к выполнению своих кукольных обязанностей — быть игрушкой, декоративным украшением интерьера или актрисой детского театра.
Источник: http://alexvk.ru/sub/podarok.asp?issue=52 |